Сегодня мы делаем то, что другие не хотят делать - завтра мы будем делать то, что другие не могут

Вход

Навигация

Популярное

Архив новостей

Календарь

    «    Октябрь 2020    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    262728293031 

Опрос на сайте


    Кинология
    Здоровье
    Разное
    Доска объявлений
    Дрессировка
    Видео
    Фото


Полезные статьи

УДЦ «Гелион» - дрессировка собак в Киеве » Разное » Новости СМИ » Слепой ведет слепых

Слепой ведет слепых

  • 85
Слепой ведет слепыхВ России ежегодно рождается 4 процента слепых и слабовидящих детей. Северо-Запад не исключение. Для этих детей в Петербурге существует три школы, а в Ленинградской области — одна, во Мге. Именно там, в Мгинской коррекционной школе-интернате, детям преподает слепой учитель Геннадий Иванович Сыщенко, а помогает ему в этом собака-поводырь.


Собака с большой буквы

Геннадий Иванович в прошлом сам воспитанник этого интерната. Отучившись в нем на отлично, он успешно поступил в медицинское училище. Закончил его также с отличием, но затем и без того плохое зрение стало резко ухудшаться. Первая операция прошла неудачно, началось отслоение сетчатки, после чего ослеп один глаз. Снова операция, и снова фиаско — теперь уже наступила полная слепота. Геннадий Иванович не винит медиков, считая, что у каждого свой крест. Ослепнув в 33 года, он не захотел жить инвалидом. Прошел полугодичные курсы по социально-бытовой реабилитации, обучение ориентированию в пространстве. Всероссийское общество слепых помогло Геннадию, ему дали собаку-поводыря, которую воспитывал один из лучших в России инструкторов. Ему досталась овчарка. У нее нет клички, Геннадий называет ее просто Собакой — с большой буквы. Теперь пес для него — все. Геннадий это четко осознал, когда однажды чуть не потерял верного друга. После длинных выходных они возвращались из Петербурга во Мгу.

— При выходе на перрон толпа сбросила Собаку с платформы, — рассказывает Геннадий Иванович, — она повисла на поводке, между перроном и вагонами электрички. Я не сразу понял, что произошло, а когда понял, меня бросило в холодный пот. Вытаскивать Собаку было то же самое, что душить — вес-то у нее не маленький. В общем, вытащил я ее полузадушенную. Чуть навсегда не потерял.

У Геннадия есть родственники, друзья, приятели, но Собака — самое близкое для него существо.

Собаки-поводыри должны знать десять маршрутов, это необходимая норма для выживания слепого. Собака Геннадия знает более 100 маршрутов, у нее просто выдающиеся ум и сообразительность.

Два года назад во всероссийских соревнованиях Геннадий со своим другом заняли второе место по слаженности работы пары. В этих соревнованиях нужно было не только продемонстрировать ориентирование на незнакомой местности, но и подготовить интермедию. Геннадий с четвероногим другом сделали такую сценку: пес «работал» официантом, который подавал слепому человеку вилки, ложки, блюда, а потом, улучив момент, забирался рядом на стул и потихоньку съедал всю еду.

Геннадий не идеализирует своего помощника. Собака работает прекрасно. На маршруте она максимально сосредоточенна, четко исполняет команды, но при этом любит и подшутить над хозяином. Собаке нравится, когда Геннадий наступает на пустые пластиковые бутылки или жестяные банки. Поэтому она выстраивает маршрут так, чтобы хозяину под ноги попало максимальное количество этих предметов. Хруст банок приводит Собаку в щенячий восторг. Есть у нее и другие маленькие слабости: пошляться около магазинчиков, где так вкусно пахнет колбасой, но ведь у каждого свои недостатки.

Страх и стыд

— 90 процентов ребят из нашего интерната — это дети из неполных или неблагополучных семей, а также сироты при живых родителях, отказавшихся от них при рождении из-за того, что ребенок незрячий, — рассказывает Геннадий Сыщенко. — Есть среди слепых ребятишек настоящие дети-Маугли. Представляете, ребенок попадает к нам в 14 лет и идет в первый класс, потому что просто не знает букв. Чем все это время были заняты родители, для меня загадка. Обычные занятия по ориентированию в пространстве часто начинаются с того, что ребенка приходится убеждать, доказывать, что ему это надо. В большинстве своем слепые дети боятся окружающего мира, он пугает их своей неизвестностью. Если слепого ребенка оставить сидящим на стуле в неизвестном месте, он, в отличие от зрячего, замрет на часы. И этот страх победить очень сложно.

Первое знакомство с помощником — Собакой — Геннадия Сыщенко для детей не проходит гладко. Слепые боятся собак потому, что почти всех их кусали. Это покажется странным, но многие добрейшие шавки, дружески машущие хвостом каждому прохожему, со слепым часто ведут себя агрессивно.

— Самое главное в моей работе — это преодолеть страх и боязнь боли, — говорит Геннадий Иванович, — вот, казалось бы, простое дело — налить стакан чая, но посмотрите, как это делает слепой.

Сыщенко показывает, как это сделать. Он берет стакан, опускает в него палец до того уровня, до которого нужно налить чай, и аккуратно льет кипяток.

— Первый раз, конечно, обжигаешься, но потом чувствительность пальца повышается, и ты за несколько миллиметров до нужного уровня уже перестаешь лить кипяток. Бытовая реабилитация — это самое простое для слепых, — говорит Геннадий Иванович. — Куда сложнее научить ребенка ориентированию, здесь помимо страха нужно еще победить стеснение ходить с тростью. Все ребята первую трость сознательно ломают — им стыдно. Когда страх и стыд удается преодолеть, начинаем отрабатывать технику прохождения маршрута.

Слепым вход запрещен!

Геннадий подробно рассказывает ребятам, как из одного места попасть в другое. Высчитывает, сколько это будет в шагах, определяет ориентиры, а после этого они все вместе проходят маршрут. Первыми идут ребята, ощупывая дорогу тростью, а за ними учитель с Собакой. Если ученики что-то делают не так, то Собака лаем дает знать Геннадию, и он их поправляет, а после занятий устраивает разбор полетов и работу над ошибками. Геннадий Сыщенко в процессе обучения нередко рассказывает о своем опыте выживания.

Ему часто приходится передвигаться, он ездит на занятия в Пушкинский университет, где сейчас учится, часто встречается с родственниками, которые живут под Выборгом, время от времени бывает в Петербурге. При этом он то и дело сталкивается с серьезной проблемой — его с собакой-поводырем не пускают в метро. Сотрудники метрополитена при этом ссылаются на какую-то свою внутриведомственную инструкцию. Им совершенно плевать, что они нарушают закон о социальной защите незрячих, которым разрешено посещать публичные места с собакой-поводырем. Для нарушителей даже предусмотрен штраф в размере 5 МРОТ. Но в реальной жизни эта статья не работает.

— В России слепому выживать сложно, — говорит Геннадий Иванович. — Поэтому мы с Собакой учим наших ребят не только ориентированию в пространстве, но и как бороться с чиновниками. Ведь количество справок и всевозможных бумажек, которые мы должны представлять, — огромно, получить их — целая наука.

Николай Кухарский

Фото Замира УСМАНОВА
http://mk-piter.ru/2008/08/19/017/
Печать
alert Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.